Возможно, Вы слышали о книгах Товит, Сирах, Иудифь или Варух. Возможно, вы даже читали книгу Премудрости Соломона или книги Маккавеев. Так же вы можете знать, что католические и православные Библии содержат дополнительные стихи в таких книгах как: Даниил и Есфирь.

Вообще-то, не многие верующие люди задавались задачей — читать апокрифы, — но все же большинство из них, как ни странно, имеют свое мнение об этом предмете.

Цель нашего изучения —  

  1. помочь вам сформировать собственное мнение по данному вопросу, которое бы соответствовало действительности
  2. подтолкнуть вас к более детальному изучению Библии

 

Используемые понятия

 

Апокрифы. В более широком смысле, любая не каноническая  литература; в более узком смысле, дополнительные книги, приписываемые к  Ветхому Завету. Буквально,  с греческого «скрытые вещи».

Канон.  Буквально, «мера» или критерий; официально принятый список книг Библии.

 

Немного истории

 

Предметом нашего сегодняшнего изучения станут апокрифические книги Ветхого Завета, большинство, которые были написаны между 200 и 100 годом  до рождения Христа.

Прежде чем мы приступим к рассмотрению различных вопросов, связанных с апокрифами, хорошо понять в каком состоянии в начале нашей эры находилась система священных книг Иудеев.

В то время Иудеи не имели строгого учения о вдохновленности священных книг. Трудно, или невозможно доказать, что Иудеи, две тысячи лет назад рассматривали все свои писания на одном и том же уровне вдохновения.

 

(Представим себе окружности вписанные одна в другую)…

В центре священного писания был Тора. Следующий круг включает пророков, которые призывали людей к Торе. И, наконец, остальные писания. Именно вне этого третьего «концентрического круга » мы находим многие апокрифические писания.

И все же имеется существенное различие между апокрифическими работами и непосредственно каноническими писаниями, и эта разница заключается в правдивости того, что там написано.

Хотя апокрифические книги содержат много высоких мыслей и интересных историй, они часто противоречат известным фактам библейской истории и здравым библейским принципам. Более конкретно об этом мы поговорим позже.

 

Вопросы, которые уместны здесь:

Хотел ли кто-либо ввести эти книги в библейский канон?

Должны ли Христиане читать их?

Имелся ли какой-то элемент заговора, тайны или сокрытия связанный с этими книгами?

В конце концов, апокрифы по-гречески означают «скрытые вещи», хотя в этом смысле апокрифические писания не «скрыты» ни от кого.

С этими вопросами нам предстоит разобраться.

 

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ АПОКРИФИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

 

Апокрифические книги, включая все работы, которые различаются среди различных христианских конфессий, могут быть сгруппированы в 18 документов, с полным эквивалентом почти 200 глав — грубо это длина Корана, или 80 % длины НЗ.

 

Для краткости, мы рассмотрим только те апокрифы, которые встречаются в полном синодальном переводе.

Книга                           Число глав

1 Маккавейская…………… 16

2 Маккавейская…………… 15

3 Маккавейская…………… 7

(4 Маккавейская……18) у Католиков

 

Варух …………………… 1-5

2 кн. Ездры……………… 9

3 кн. Ездры……………. 16

Иудифь…………………. 16

Послание Иеремии…….. 1

Премудрости Соломона.. 19

Сирах …………………… 51

Товит……………………. 14

 

Есть еще несколько моментов, добавленные стихи:

Дополнения к Есфири……… 11-16

Песня Трех………. 3 (между Даниилом 3:23 и 3:24)

Сюзанна……………… 13 (= Дан 13)

Ваал и Дракон………. 14 (= Дан 14 на латыни; добавленный к Дан 12 )

 

ПЕРЕСМОТР

Среди большинства протестантов и представителей независимых конфессий бытует мнение, что эти книги были добавлены к Католическому канону — хоть и с «второканоническим» (как вторичные книги) статусом. И все это якобы происходило в период реформации, или точнее в период контрреформации. (Справка: Реформация. Протестантское движение против морального и богословского тления средневековой Вселенской церкви. Хотя первые упоминания о  таком движении датируются 14-ым и 15-ым столетием, Лютеру вообще приписывают, что именно он начал Преобразование в 1517 (что неточно).)

И хотя эти дополнительные писания не вдохновлены Богом, католики все же этого не делали. Они не добавляли эти книги к Библии на Соборе в Тренто 8 апреля, 1546. (Справка: Собор в Тренто. Католический Собор (1545-1563) на котором рассматривались проблемы, поднятые Протестантским Преобразованием. Вслед за чем, католицизм начал укреплять свое положение.) Скорее наоборот, Протестантские преобразователи (такие как Эразм), всячески пытались убрать их из Библий и из тогдашнего церковного богослужения!

И к 19-ому столетия, они наконец преуспели, чему мы очень благодарны.

 

Доказательства этого

 

Латинская Вульгата ВЗ, 13 век, скопированная во Франции.

(Справка: Вульгата. Обычный («вульгарный») Латинский перевод ВЗ, Апокрифов, и НЗ, предпринятого Иеронимом в Вифлееме около года 400.)

Все Католические дополнительные книги, включая 2 и 3 Ездры, были там.

 

Библия собора Мичигана в Энн Арбор, 14 век.

То же самое наблюдение!

Другими словами, дополнительные книги были уже в Библиях — намного раньше Преобразования.

 

Да, католики, можно сказать «модернизировали» Апокрифы к полному вдохновенному статусу. На четвертой сессии Совета Тренто, они в действительности установили «декрет» Апокрифов, «если у любого человека находятся эти неполные книги, (а ведь полные книги со всеми их частями, читаются в Католической церкви как священные, и могут быть найдены в древних изданиях Латинской Вульгаты), тогда ему анафема.»  Другими словами – ты проклят, если в твоей Библии нет апокрифов.

Все же, хотя преобразователи назначили Апокрифам только вторичный статус (они были «второканонические»), они включили Апокрифы в их новые Библейские переводы.

В то время как они не могли не признать эти документы «вдохновленными», и при этом они также не могли удалить их от их своих церквей. В конце концов, проблема заключалась как всегда в церковном устройстве и традициях, что изменить бывает достаточно сложно.

 

ПАТРИСТИКА

 

Справка: Патристика. Писания «Отцов ранней церкви» — преимущественно от конца 1-ого до конца 4-ого столетий после Р.Х..

 

Имеются только несколько цитат в первой половине второго столетия, и огромное число во второй половине того столетия. Третье столетие дают большее число ссылок на апокрифы. Патристические авторы обычно относятся к апокрифическим работам как к священному писанию.

Это сильный аргумент. Если учесть, что эти авторы принимали вдохновение Апокрифов и жили достаточно давно.

Но было бы неправильно говорить, что авторы конца первого к середине второго столетия рассматривали Апокрифы как вдохновенное Богом писание. Имеются только 3 или 4 цитаты  — едва достаточно,  чтобы строить учение, претендующее на вдохновение!

 

Чтобы подводить итог, Патристика показывает нам развивающееся  мнение на вдохновение   Ветхозаветных Апокрифов, которое начало оформляться в середине второго столетия, после того как сменилось 3 или 4 поколения с момента, когда все Новозаветные книги были написаны. (Множество времени для формирования ошибочного мнения.)

С 3-ьего столетия  Апокрифы особенно уважаются, несмотря на некоторые споры в 4-ом столетии относительно их истинного статуса.

 

На Руси

 

Как  известно, Библию на славянский язык переводили Кирилл (Константин) и его брат Мефодий.

По свидетельству жившего в конце 9 начале 10 века болгарского епископа (экзарха) Иоанна «Константин Философ и его брат перевели все шестьдесят уставных книг». Тогда как по традиции греческой церкви насчитывалось 73.

На основании многих других фактов, ученые библеисты считают, что не переведенными  остались книги Маккавейские, Иудифь, Товит, Премудрость Соломона и некоторые другие тексты, в последствие переведенные с Вульгаты.

В 15 веке появляется сказание о пребывании на Руси апостола Андрея первозванного, который будто бы за тысячу лет до Владимира крестил русских.

Иван 4-й отвечал одному римскому епископу, пытавшемуся по поручению Папы заключить Союз с царем, и при этом ссылался на пример греческой церкви такой союз заключившей: «греки для нас не евангелие. Мы верим не в греков, а в Христа. Мы получили христианскую веру при начале христианской церкви, когда Андрей брат апостола Петра, пришел в эти страны, чтобы прийти в Рим, таким образом, мы приняли христианскую веру в то же самое время, как и вы в Италии, и с тех пор соблюдали ее нерушимо».

Самостоятельность извне сохранили.

 

Труднее было с внутренними врагами —  с ересями. В России ереси возникали в наиболее развитых городах Псков, Новгород, Тверь, Москва.

Относящиеся к этому времени церковный источник отмечает, что «еретики столько прельстиша… яко не исчести можно». Руководство церкви напугано.

«Еретики» клеймили корыстолюбие, взяточничество, продажность и лицемерие. (Это очень похоже на сегодняшние дни.) Противопоставляли этому нравственную чистоту христианской церкви апостольских времен. Критике подвергались также некоторые из важнейших догматов православия. Учили: Иисус – просто человек, не признавали некоторых таинств, выступали против икон, против культа мощей, святых и монашества.

Позиция официальной церкви осложнялась одним обстоятельством. На Руси видимо не было ни одного собранного полного свода библейских книг. Списки отдельных книг Нового Завета, реже Ветхого Завета. Чаще всего т. н. Паремийники, содержащие избранные места из Библии. Часто плохо переписанные. Но теперь эти книги стали предметом ожесточенной борьбы.

Великий гонитель еретиков – Геннадий Новгородский (митрополит Геронтий, Иосиф Волоцкий) задумал собрать, выверить списки священных книг. Но что интересно, Геннадий включил в состав Писаний книги, за которыми восточная, греческая Церковь, а также русская не признавала богодухновенности, между тем как западная – настаивала.

 

Флорентийский Собор 1439, учение о чистилище было признанно глобальным догматом католической Церкви.

 

2Макк 12:39-45

На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали. Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших.  Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.

 

То есть мертвые могут быть очищены от не искупленных при жизни грехов с помощью: добрых дел, милостыни, даров на храм, совершаемыми за покойных людей и молитвами.

 

И Геннадий включает эту книгу в русскую Библию. Причина: богатый опыт католиков в борьбе с ересями. Беседы с германским послом, рассказ об инквизиции. Когда впоследствии и Геннадий получил  возможность расправы с некоторыми еретиками, он словно скопировал ряд издевательских и жестоких приемов католической инквизиции. Еретиков пред въездом в Новгород задом наперед сажал на коня, на головах шлемы с надписью «се есть станино воинство»

Новгородско-московская ересь была разгромлена, но отнюдь не в богословских дискуссиях. В конце концов, поддавшись уговором Геннадия Новгородского, 1504 был созван церковный собор, осудивший еретиков, а затем ересь задушили пытками и казнями. Правда, самому Геннадию не пришлось участвовать в торжестве победы, за год попался на том, что за поставление священников брал деньги. Скончался 1506 в Москве, Чудовом монастыре.

Позже, причислен к лику святых.

 

ОТНОШЕНИЕ К НОВОМУ ЗАВЕТУ

 

Пример:

Иак 1:19

Возлюбленные братья, всегда стремитесь больше слушать, чем говорить, и не поддавайтесь гневу с лёгкостью,

Сирах 5:13  

Будь скор к слушанию, и обдуманно давай ответ.

 

При рассмотрении, Новый Завет прямо указывает на Ветхий Завет много раз — в дополнение к сотням намеков. Это значит кое-что. Но никто не может привести отдельную убедительную Новозаветную  цитату Ветхозаветного апокрифического стиха. Короче говоря, не кажется так, что новозаветные авторы (апостолы и современники Иисуса), рассматривали эти книги непогрешимыми, безошибочным, или вдохновленными Богом.

 

ПСЕВДОГРАФИЯ

 

Справка: Псевдография. Писания ложного авторства или книга, написанная под псевдонимом. (Псевдоним — вымышленное имя, которым некоторые писатели, артисты, политические деятели и т.п. заменяют свое подлинное имя).

По сути дела  ВЗ Апокрифы – анонимная псевдография, кроме книги Сираха. Но все же, имеются в виду настоящие работы, которые остаются вне официальных Ветхозаветных Апокрифов.

 

Все мы знаем интересное место из послания  Иуды (Иуд 1:14 О них пророчествовал также и Енох, из седьмого колена Адамова, такими словами: «Вот Господь идет с великим множеством Своих ангелов святых» ): цитата из книги Еноха, хотя это даже не часть OT надлежащих Апокрифов. Книга Еноха не включена только по той причине, что было много добавлено извне, и тогда перепутано стало все.

 

Вот какие есть еще:  Апокалипсис Авраама, Апокалипсис Адама, Завет Адама, Жизнь Адама и Евы,  Апокалипсис Даниила, [не-канонические] Псалмы Давида, Апокалипсис Илии, 2-3 Еноха, Апокриф Иезекииля, , 4 Эзра, Греческий Апокалипсис Эздры, Вопросы Эздры, Откровение Эздры, Видение Эздры, Мученическая смерть и Вознесение Исайи, Лестница Иакова,  Молитва Иакова, Завет Иова, История Иосифа, Молитва Иосифа, Псалмы Соломона, Завет Соломона и т.д.

 

Когда люди спрашивают, почему Апокрифы были «исключены» из канона, они, кажется,  полностью не сознают, какой огромный пласт религиозной литературы был написан древними Иудеями. Правильный вопрос «почему — канонические книги в Библии? »

Предложу аналогию. Вы общаетесь с неверующим, и Вы, приходите вместе в христианский книжный магазин, и показываете ему библейскую секцию.

 

«Эти все книги,  они что — все вдохновлены Богом?» — спрашивает он  Вас.

«Нет, только Библия» —  Вы отвечаете.

И тут он задает вопрос, почему эти тысячи книг «не включили в Библию».  

Вот так примерно объясняет различие между каноническими книгами и другими религиозными писаниями.

 

» Книга за книгой «

 

В следующей секции мы коснемся некоторых книг Апокрифов, отмечая сильные и слабые пункты, истину и ошибки. Ведь апокрифы, это конечно — смесь ошибки и истины, которая является проблематичной для тех, кто настаивают на вдохновении этих книг.

 

3 Ездра

 

Эта апокалиптическая работа (тот же самый жанр как Откровение) состоит из 7 откровений, проникающих через посредничество архангела Уриила.

 

3Ездр 6:42

В третий день Ты повелел водам собраться на седьмой части земли, а шесть частей осушил, чтобы они служили пред Тобою к обсеменению и обработанию.

 

Что само по себе ложно, скорее наоборот, вода занимает большую часть по сравнению с сушей.

 

Товит

 

Эта короткая история была одной из наиболее популярных среди Иудеев. Это — интересное и приятное чтение.

Имеются некоторые исторические погрешности, типа в (Тов.1:15 Когда же умер Енемессар, вместо него воцарился сын его Сеннахирим, которого пути не были постоянны, и я уже не мог ходить в Мидию.)

Другая ошибка находится в (анахронизм, основанный на беспорядке(замешательстве) среди названий(имен), который был обычен в Иудаизме дня «Товита».

 

4:15 мы находим » Серебряное Правило, » или » отрицательное Золотое

Товит 4:15

Что ненавистно тебе самому, того не делай никому

 

4:17 очевидно одобряет практику поедания пищи на могилах, тогда как современной православие открещивается от этого (узнать подробнее).

Товит 4:17

Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам.

 

В 14:4 пророчество Ионы относительно разрушения Ниневии должно все еще быть выполнено! (Даже Греческий историк Ксенофон [c. 400 BC] не знал его местоположение.) предположение было неточно.

Товит 14:4

Отправься в Мидию, сын мой, ибо я уверен, что Ниневия будет разорена, как говорил пророк Иона; а в Мидии будет спокойнее до времени

 

Иудифь

 

Юдифь — другой популярный рассказ народа о набожной и красивой женщине, которая спасает людей во время осады.

И все же, как обычен с Апокрифами, мы находим ошибки в истории. В 1:1-6 Вавилонский царь Навуходоносор помещен после Изгнания!

 

Сирах

 

Это — единственная апокрифическая книга, чьё имя создателя известно.

Хороший совет найден для бизнесменов 31:1

Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон.

 

В главах 31-32 мы находим обширный совет на этикете, включая манеры поведения за столом!

В 25:24-26 мы читаем, что мы можем разводиться с женой, если в браке есть какие-то проблемы с подчинением.

 

Сир 25:27-29

От жены начало греха, и чрез нее все мы умираем. Не давай воде выхода, ни злой жене — власти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей.

 

Ваал и Дракон

 

14 глава. Другая добавка к Даниилу, «Ваал и Дракон» учит (неправильно), что те, кто поклоняются Богу, будут сохранены в любом испытании на земле!

 

Богословие, напоминающее рассуждения друзей Иова, или «набожных» людей и священников из Евангелия (Матфей 27:41-43).

 

Мат 27:42

других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;

 

Один заключительный штрих: в стихах 31 и 40, Даниил был в логове львов в течение семи дней, а не ночь, как в классическом Данииле.

 

1 Маккавейская

 

Написанная во 2-ого столетии до нашей эры, эта книга чрезвычайно ценна для заполнения пробелов в нашем понимании истории Израиля. Кроме того, для 2-ое столетия это — наш единственный источник.

 

Многие в Израиле твердо стояли и были полны решимости в их сердцах, чтобы не есть нечистую пищу. Они скорее умирали, чем осквернялись пищей или оскверняли святой завет.

1Макк 1:62-63

С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города.

 

1Макк 1:59-64

И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем, они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих, а младенцев вешали за шеи их, домы их расхищали и совершавших над ними обрезание убивали. Но многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого, и предпочли умереть, чтобы не оскверниться пищею и не поругать святаго завета, — и умирали. И был весьма великий гнев над Израилем.

 

В 13:22 мы читаем о сильных снегопадах. Снег редко бывает в Израиле (недавно были сильные снегопады).

 

ОСТАВШИЕСЯ ВОПРОСЫ

 

Прежде, чем мы закончим, имеется пара оставшихся без ответа вопросов. Прежде всего, если LXX (Септуагинта) (Справка: LXX.  Римские цифры 70.  Предполагалось, что такое число переводчиков в 3-ем столетии BC перевело книги ВЗ и апокрифов. LXX представляет Греческий перевод  ВЗ и Апокрифов, перевод был сделан в Египте для Иудеев, т.к. египетские евреи лучше знали греч., чем еврейский.) содержала Апокрифы, и церковь говорящая по-гречески использовала LXX, поскольку это было их списками Ветхого Завета,  не значит ли это, что они принимали вдохновение Апокрифов?

 

Есть уверенность, что ранние Христиане были знакомы с Апокрифами?

Действительно ли верно, что некоторые ученики полагали, что  Апокрифы — вдохновлены или нет – не так важно. Другой вопрос, — разъяснил ли это Бог в своем Слове,  что они вдохновлены.

Так же можно спросить, почему эти книги никогда не  цитируются в Новом Завете, если они — часть откровения Бога к нам?

Другой вопрос. Почему — Апокрифов нет в Еврейской Библии? После 70 ОТ Р.Х., в связи с разрушением храма, иудеи сплачиваются вокруг Торы. И начинают ревностно следить за ее чистотой. Кроме того, обостряется борьба с христианами.

Раввин Акиба сказал, » Среди тех, кто не имеют никакой часть в мире, который прийдет – те, кто читает внешние книги » (Иерусалимский Синедрион, x, 1, fol. 28a; также Бэб. Синедрион, 100b).

Гамалиил, 80 ОТ Р.Х., объявил анафему на христиан (фактически включая их книги и любого, кто  читает их).

Результат этих «анти-апокрифических» войн —  уничтожение книг…

» Тот кто соединяет в его доме больше чем двадцать четыре книг [канонические тридцать девять книг как сгруппировано Иудеями] приносят беспорядок (замешательство) « (в толкованиях раввинов).

Так что, еврейская популярная литература больше не процветала.

Как ни странно, сами иудеи создавшие этот жанр, оставили их собственную его, а христиане все более и более использовали популярную литературу в своей собственной апологетике, богослужении, и изучении.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Апокрифы — конечно полезное чтение для понимания, что происходило между концом канонических ВЗ времен (400s BC) и начала НЗ времен (1-ого столетия ОТ Р.Х.).

Конечно, было бы хорошо если бы ученики прочитали Апокрифы — по крайней мере однажды — и это — одна как раз одна из причин этого изучения. Никогда не повредит разобраться собственноручно…

Имеют ли эти книги какую-то власть от Бога, заключенную в них? Нет. В них не достает  фраз » так говорит Бог, Господь».

Главный недостаток — ошибки в Апокрифах. Среди всего хорошего, что там есть, имеется много ошибочного и неверного. Среди драгоценных и даже вдохновляющих вещей, есть явные ошибки.

 

2Макк 15:37-39

Так окончилось дело с Никанором; и как с того времени город остался во власти Евреев, то я и кончу здесь мое слово. Если я изложил его хорошо и удовлетворительно, то я сего и желал; если же слабо и посредственно, то я сделал то, что было по силам моим. Неприятно пить особо вино и тотчас же особо воду, между тем вино, смешанное с водою, сладко и доставляет удовольствие; так и состав сочинения приятно занимает слух читателя при соразмерности. Здесь да будет конец.

 

Какое отличие от канонического Священного Писания: Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное (Пс 11:7).

 

Библия кристаллическая ясна, что мы не должны принимать любые дополнения к Слову (Втор 4:2, 12:32, Прит 30:6, 1Кор 4:6, Гал 1:6-9, Откр 22:18-19 ).

 

Несмотря на эту простую библейскую истину, есть много интереса к  Апокрифам, или другим экстрабиблейским работам, для того чтобы оправдать их вдохновенность.

Эти апокрифические писания пытаются касаться областей, не охваченных в Священном Писании. Также, они пытаются «развить» откровения, которые Бог уже давал. Павел писал об этом: «не мудрствовать сверх того, что написано».

 

Ранняя церковь приняла, в конце концов,  вдохновение Апокрифов. Преобразование, пыталось исправить эту ошибку, в то время как Контрреформация укрепила ее и подняло эти «внешние» писания к вдохновенному статусу. Мы неправы, если мы продолжаем проповедовать, что » Собор добавил Апокрифы к Библиям в 1546″. Фактически, эти книги в течение столетий были частью их Библий. Как раз наоборот: Протестанты начали удалять их, хотя они не преуспевали в этом в течение трех сотен лет.

 

Наконец, слово для вас, тех кто имеют Апокрифы в Библиях.

Как Вы должны рассмотреть эти дополнения? Большинство из нас имеет «справочники» на последних страницах наших Библий: описания весов и мер, карт, ссылки и примечания. Этот материал полезен, но не вдохновен. Но ошибочно было лишь возводить эту «помощь» к вдохновленному Богом статусу.

 

Вы извлечете  выгоду из прочтения Апокрифов, если Вы уже читали целиком Библию.

И будьте запутаны: Апокрифы не вдохновлены Богом.

 

Учение на тему не должно быть понято как официальная позиция церкви. Оно отражает мнение человека, изучающего Писания, который знает, что ответ может быть неполным и допускает, что существуют и другие варианты ответов на многие из этих вопросов.

Источники: Джон М.Оукс «Апокрифы», М. И. Рижский «Истории переводов Библии в России» и личное изучение

Приложение (выдержка из энциклопедии):

Апо́криф (от др.-греч. ἀπό-κρῠφος — «скрытый, сокровенный, тайный» ← др.-греч. ἀπο- — «приставка со значением: прошлого» + др.-греч.κρύφος, κρυφός, κρυπτός — «скрытый») — про­из­ве­де­ние ре­лигиозной литературы (иу­дей­ской и хри­сти­ан­ской), по­свя­щён­ное по пре­иму­ще­ст­ву со­бы­ти­ям и ли­цам Свя­щен­ной (вет­хо- и но­во­за­вет­ной) и цер­ков­ной ис­то­рии, не вклю­чён­ные в ка­нон Цер­ко­вью (а вет­хо­за­вет­ные — так­же и иу­дей­ской си­на­го­гой).

В протестантизме и иудаизме такие книги называются псевдоэпиграфами, а апокрифами называются книги, по мнению протестантов неправильно входящие в состав книг Библии в православии и католицизме и называемые в них неканоническими (в Русской православной церкви) и второканоническими (в католицизме). В данной статье будут рассматриваться апокрифы в первом пониманим.

Содержание апокрифов часто становилось Священным Преданием Христианской церкви. Так, по мнению Владимира Лосского, источником Священного Предания могут быть и христианские апокрифы: «Церковь умеет извлечь из них то, что может полнить и иллюстрировать события, о которых умалчивает Писание, но которые Предание считает достоверными».

 

 

Если вам было интересно или полезно, поделитесь с друзьями в социальных сетях… Ссылки ниже:)