Слова истиныПродолжаем публиковать избранные главы из книги Дагласа Джакоби «Слова истины и здравого смысла»…

«Не все ли дороги ведут к Богу?»

«Разве важно, какого ты вероисповедания, если ты веришь в некий Высший Разум?»

«В целом, все религии говорят одно и то же».

В наше время нередко услышишь подобные высказывания. Действительно, зачастую бывает трудно понять, чем одна религия принципиально отличается от другой. Еще труднее понять, как «любящий Бог» может наказывать кого-то за неправильный выбор религии. В конце концов, не одному ли Богу все мы поклоняемся?

Меня всегда очень интересовали эти вопросы. Я изучил священные писания разных религий, прочел множество духовной литературы. Я побывал в южно-азиатских мечетях, европейских и американских синагогах, посетил несметное число индуистских, буддийских и даосийских храмов по всему миру. Я видел, с каким рвением люди тянутся к запредельному, и ни в коей мере не хочу преуменьшать их преданности своей вере. Я также вовсе не сомневаюсь в искренности их побуждений. Но речь идет не об искренности, а об истине. Поэтому в этой главе мы постараемся проанализировать мировые религии и взглянуть на них с максимально объективной точки зрения. Как мы увидим, не все религии ведут к Богу. Религии мира сильно различаются между собой, и все они коренным образом отличаются от учения Христа. Потому вовсе не все равно, какой религии вы следуете. На первый взгляд, такая точка зрения кажется узкой и ограниченной, но я призываю вас воздержаться от заключений до тех пор, пока мы не обсудим имеющиеся в нашем распоряжении доказательства.

Внешнее сходство

Утверждение, что все религии одинаковы, подобно утверждению, что все китайцы – на одно лицо. Про человека, который так говорит, можно точно сказать, что, во-первых, сам он не китаец и, во-вторых, что он никогда внимательно не приглядывался к китайцам. То же самое и с религиями. Хотя между религиями и есть некоторое (случайное) сходство, также есть и большие различия.

Да, в противоположность распространенному мнению, сходство между религиями лишь внешнее. У большинства религий есть несколько общих черт: (1) вера, (2) существование некоей высшей силы, (3) подчинение этой силе, (4) посещение собраний и (5) моральный кодекс. Но позвольте, ведь эти категории применимы отнюдь не только к религии! В семидесятых годах я был бойскаутом, и наш 15-й отряд жил по всем этим принципам. Судите сами. От нас ожидали, что мы будем благочестивы, будем посещать церковь или синагогу. Мы должны были подчиняться начальнику отряда и старшим. Мы должны были ездить в лагеря, присутствовать на всех встречах, церемониях награждения и т. д. Моральный кодекс был весьма строгим, и мы должны были четко придерживаться всех правил. Без сомнения, скаутское движение приносит большую пользу. Но все же я с полной ответственностью утверждаю, что оно не является религией!

Те же самые черты мы без труда найдем в области политики: (1) вера в правильность политики партии, (2) политическая власть, (3) подчинение властям и законам, (4) посещение съездов и конгрессов, (5) преданность базисным ценностям партии. Те же принципы действуют в спортивных командах, клубах, высших учебных заведениях и многих других хороших организациях. Я бы не трудился излагать эти очевидные соображения, если бы такое огромное число людей не повторяло, что все религии сводятся к одному и тому же. Эти люди считают, что сделали великое открытие. На самом же деле, как мы вскоре увидим, важны именно различия между религиями.

Теперь позвольте обратить ваше внимание на десять основных отличий христианства от других мировых религий.

Бог

Христианство учит, что есть только один Бог, Небесный Отец, являющийся личностью и пребывающий вне пространства и времени. Бог обладает неограниченным могуществом и неустанно печется о нас, Своих любимых созданиях. Он любит нас и отдал Своего Сына на смерть во искупление наших грехов. (В определенном смысле, Бог Сам умер за наши грехи.) Во всех остальных религиях человек сам должен совершенствоваться в надежде обрести Бога. Только во Христе Бог Сам снизошел к нам. Любящий Бог первым пошел нам навстречу. Есть и другие отличия. Восточные религии, такие, как индуизм и буддизм, отождествляют Бога со Вселенной. Поклоняться можно всему, ибо все – даже люди – является Богом! Восточные религии обычно признают существование многих богов; в индуизме насчитывается более 10 000 богов! Эти божества часто похожи на людей: одни из них сладострастны, другие изображены гипертрофированными обжорами и себялюбцами, третьи – кровожадны… Не только в индийских, но и в китайских религиях (даосизме и буддизме) поклоняются идолам, Библия же строго запрещает идолопоклонство. Считается, что богов можно умилостивить жертвоприношениями; иначе говоря, люди могут управлять богами.

В конфуцианстве понятие Бога очень неопределенно и не имеет большого значения. Основное внимание уделяется культу предков. Будда фактически отказался отвечать на вопрос о существовании Бога. Таким образом, буддизм изначально был атеистической религией! В исламе более точные представления о Боге: мусульмане считают, что есть только один Бог (Аллах). Он величественен, но далек от людей. В глазах мусульман Бог является источником как добра, так и зла. Он не похож на любящего Бога, о Котором говорит Библия. По мусульманским представлениям, Бог заранее предопределил каждому человеку идти в рай или в ад, поэтому мусульмане верят в судьбу. Иудаизм теоретически должен давать наиболее близкое к истинному представление о Боге. Однако этому мешает то, что иудеи отвергают Иисуса Христа, хотя о Нем так много говорит Ветхий Завет, являющийся Библией иудеев. В результате, иудеи теряют огромную долю понимания любви Бога к людям. Видя такие существенные различия, как можно утверждать, что все мы верим в одного и того же Бога? Представители многих религий обидятся, если вы им скажете, что они верят в того же Бога, что и вы. Тот факт, что многие люди употребляют слово «Бог», еще не означает, что все они верят в одного и того же Бога. Если многие люди знают какого-нибудь Джона, это еще не значит, что все они знают одного и того же человека! Это первое глобальное отличие заслуживает пристального внимания, поскольку суть христианства состоит именно в познании Бога. (В главах 1-3 этот вопрос подробно освещался.)

История и миф

Во многих вероисповеданиях мифические персонажи и легенды о них являются принадлежностью не только фольклора, но и священных писаний. К примеру, в тибетском буддизме есть истории о святых людях, которые летали по воздуху, месяцами сидели в холодных пещерах без еды и даже вызывали грозы кончиками пальцев. В древнегреческой религии считалось, что землю держит на своих плечах гигант по имени Атлант. Индийская мифология учит, что мир держится на четырех слонах, которые стоят на огромной змее. Немногие индийцы в это верят, но этот миф до сих пор имеет религиозное значение.

Если мы посмотрим на христианство, то увидим совсем иную картину. Для христиан принципиально важно, происходили ли чудеса на самом деле. От того, действительно ли девственница родила ребенка в конкретной стране в определенное время, зависит все христианство. Ведь если это не так, все учение Христа оказывается ложным. Идеи важны, но идеи, не опирающиеся на реальные факты, бесполезны. Воскрес ли Иисус из мертвых – это центральный вопрос христианской веры. Апостол Павел объяснял, что, если Иисус не воскресал, то христианская вера беспочвенна (1-е Коринфянам 15).

Апостолы проповедовали учение Христа после Его смерти и воскресения. При этом Петр заострял внимание на том, что апостолы понимают разницу между мифом и реальными событиями:

«Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2-е Петра 1:16).

Христианство исторично: оно имеет смысл, только если определенные исторические события действительно происходили. Люди, писавшие Библию, знали разницу между историей и мифологией и подчеркивали важность этой разницы. В других религиях редко говорится о соответствии религиозных преданий реальным историческим событиям. Христиане понимают важность этого соответствия, поскольку, если Бог в лице Иисуса Христа не сошел на землю и не искупил наши грехи, то ни один из нас не имеет надежды.

Как Бог говорит

Вот еще один вопрос, по которому мировые религии в корне отличаются друг от друга. В христианстве, иудаизме и исламе Бог обращается к людям через священные книги. Индуизм, буддизм, даосизм и синтоизм принижают роль писаний и подчеркивают роль личного духовного опыта: чтобы найти Бога и познать истину, эти религии советуют прислушаться к голосу своего сердца. Другими словами, западные религии ориентированы на объективность, а восточные – на субъективность. (За подробностями отсылаю вас к дискуссии, изложенной в пятой главе). Помимо этого, основанием других религий является учение людей – тех, что стоят у истоков этих религий. Мухаммед, Будда и Конфуций не претендовали на роль Бога. В христианстве же Иисус призывал людей следовать за Собой, а не просто жить по некоему учению. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня», – сказал Иисус в Евангелии от Иоанна 14:6.

Преданность

Большинство религий устанавливают закон или систему правил, которым верующие должны следовать. Обычно к рядовым членам предъявляются значительно меньшие требования, чем к «святым» людям, посвящающим все свое время религиозному служению (священникам, раввинам, йогам, пастырям, монахам, гуру и т. д.) [1]. В христианстве тоже нужны люди, которые всецело посвятили бы себя духовному служению. Однако преданность этих людей Христу такая же, что и людей, которые работают на обычной работе или учатся в институте. Новый Завет учит, что каждый член церкви должен нести служение, не только ее лидеры. (Каждый член церкви должен молиться, благовествовать, изучать Библию, посещать службы и т. д.) Именно этим христианская церковь резко отличается от большинства других религиозных организаций. Во многих религиях (порой даже и в христианстве) люди стремятся исполнить лишь «необходимый минимум». Это ведет к законничеству, к попыткам оправдаться соблюдением некоего закона. Религия сводится к набору правил и запретов. Мол, если мы станем «достаточно хорошими», Бог будет обязан принять нас. В Коране, священной книге мусульман, Мухаммед учит, что своими усилиями мы можем заслужить милость Аллаха, заработать спасение и, в конце концов, попасть в рай (40:9, 39:61, 7:43). Ислам – не единственная религия, которая учит подобным вещам. Практически все религии мира пропагандируют законничество: человек должен своими силами обрести Бога. Только христианство учит, что мы спасаемся по милости Бога. Здесь нужно добавить, что истинное принятие милости означает, что в знак благодарности мы не будем лениться, но станем еще ревностнее служить Богу. Именно в милости и есть ключевое отличие христианства от других религий. Послушайте, что рассказывает Филипп Янси (Филипп Янси – журналист и христианский писатель, автор более десяти книг. Основная тема его книг – отношения с Богом во время испытаний):

«Однажды в Англии проходила конференция по сравнительному религиоведению. Эксперты со всего мира обсуждали, какая черта христианства является уникальной, отличающей его от других религий. Боговоплощение? Нет, во многих религиях говорится о богах, являвшихся в человеческом обличье. Воскресение? Опять нет. И в других религиях есть случаи, когда мертвые вновь оживали. Дискуссия все не утихала, когда в зал вошел К. С. Льюис, мой любимый писатель. “О чем вы спорите?” – спросил он. Услышав, что собравшиеся спорят о том, чем уникально христианство, Льюис ответил: “Это же так просто! Милостью!”. После недолгого обсуждения участники конференции были вынуждены согласиться. Любовь Бога, которую Он питает к нам совершенно бескорыстно и безо всяких условий, противоречит всем человеческим инстинктам. Буддийский восьмиступенчатый путь, индуистская доктрина кармы, иудейский завет, исламский кодекс законов, – все они предлагают заслужить одобрение Бога. Лишь христианство говорит о Боге, любящем нас безусловно [2]».

Библия учит, что преданность – это естественная реакция на правильно понятую и принятую милость Бога (1-е Коринфянам 15:9-10, Титу 2:11-14).

Писания

В противоположность христианству в большинстве религий священные писания не читают. Обычно изучением священных текстов занимаются «профессионалы», возможно потому, что многие религиозные книги очень трудно понять. В результате, только немногие последователи других религий имеют ясное представление о своих священных книгах. Следует отметить, что восточные религии (буддизм, синтоизм, индуизм и т. п.) и не требуют от своих рядовых последователей изучения священных текстов. Западные религии (иудаизм, ислам, «облегченное» христианство и т. д.) уделяют писаниям большее внимание, но редко привлекают внимание только к одной книге. Иудаизм добавляет объемные комментарии (Мишна и Талмуд), в исламе же традиции (Хадис) считаются даже более важными, чем сам Коран. Большинство христианских конфессий также добавляют всевозможные наставления, жития, символы веры и тому подобные тексты, авторитет которых порою даже превышает авторитет Библии.

Христианство, каким оно описано в Библии, уникально тем, что не требует никаких добавлений. Более того, любые попытки добавить что-то к Слову Бога осуждаются Библией! (Второзаконие 4:2, 1-е Коринфянам 4:6, Притчи 30:6, Откровение 22:18-19). Христианское учение – это Библия и больше ничего, и личная ответственность каждого христианина – изучать ее самому и учить других.

Христианское Священное Писание (Библия) имеет и другие важные отличия от прочих писаний, как уже говорилось в конце шестой главы.

ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

  • Религия Страна Основатель Дата Писания
  • Индуизм Индия – 1500 до н. э. Веды, Упанишады, Бхагавад-Гита
  • Иудаизм Средний Восток Моисей 1146 до н. э. Ветхий Завет, Мишна, Талмуд
  • Зороастризм Персия Заратустра 588 до н. э. Авеста
  • Буддизм Индия Будда 536-483 до н. э. Трипитака и др.
  • Конфуцианство Китай Конфуций 551-479 до н. э. Шу Цзин, Су шу (включает сборник изречений Конфуция)
  • Даосизм Китай Лао-Цзы 600-500 до н. э. Дао Це цзин
  • Джайнизм Индия Махавира 540-468 до н. э. анги, упанги
  • Христианство Средний Восток Иисус 6 до н. э. – 30 н. э. Библия
  • Синтоизм Япония – ? Кодзики, Нихонги, Энги сики
  • Ислам Аравия Мухаммед 570-632 н. э. Коран, Хадис
  • Сикхизм Индия Нанак 1469-1538 н. э. Грант Сахеба

Обращение неверующих

Большинство религий не старается распространить свою веру на других. Иудаизм замкнут в национальных рамках, и редко кто обращается в эту веру. Индуизм с его размытым понятием истины не учит своих последователей привлекать людей на свою сторону. Буддизм хотя и является миссионерской религией, но очень немногие из современных буддистов занимаются миссионерской деятельностью. Такую же картину мы наблюдаем практически во всех религиях. В качестве исключения можно привести лишь фундаменталистский ислам. (Мусульмане стали исключением из-за убежденности в собственной правоте. Они верят, что ни у кого, кроме них, нет шансов попасть на небеса.) Христианство также радикально отличается от большинства религий своим миссионерским пылом. Иисус учил, что каждый Его последователь должен активно нести Благую Весть всем народам, уча людей становиться Его учениками (от Матфея 28:18-20).

Интересно, что как раз люди, громче всех заявляющие, что «все дороги ведут к Богу», больше всего боятся распространять Божье Слово.

Личная праведность

Личная праведность – это еще одна область, в которой мировые религии разительно отличаются от христианства. Большинство религий официально осуждают пьянство, сквернословие, азартные игры, внебрачный секс и тому подобное. Но при этом неофициально относятся к этому терпимо, поскольку не имеют сил или возможностей помочь своим последователям жить высоконравственной жизнью. В христианстве же совсем иная картина. Каждый христианин изо всех сил стремится жить так же праведно, как Иисус. Движимые этим желанием, члены каждой христианской церкви помогают друг другу меняться.

Этический кодекс, сформулированный Иисусом в знаменитой Нагорной проповеди (от Матфея 5-7), не имеет себе равных. Христианская мораль учит любить даже своих врагов, иметь чистое сердце и не делать зла даже в мыслях. Когда Иисуса спросили, какая часть Ветхого Завета наиболее важна, Он выделил заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (от Матфея 22:37-40). Возможно, поэтому именно христиане, а не последователи других религий, внесли самый большой вклад в помощь бедным и нуждающимся.

Ни одна религия не предъявляет к своим последователям такие высокие моральные требования, как христианство. В исламе считается допустимым бить своих жен, распространено многоженство, допускаются наложницы, поощряются священные войны (Джихад). Все это разрешено Кораном (Суры 4, 24, 8). В индуизме сами боги и богини полны сладострастия, а жесткая кастовая система сильно ущемляет права бедных слоев населения. Индуизм учит, что все страдания людей вызваны их злыми поступками в прошлых жизнях. Буддизм утверждает, что страдания иллюзорны. Так эти религии оставляют без помощи миллионы нуждающихся людей. Синтоизм вообще не требует соблюдения моральных ценностей, в этой религии акцент стоит на обязанностях человека. Христианство же к каждому предъявляет высочайшие нравственные требования, поскольку цель христианина – уподобиться Самому Христу (1-е Иоанна 2:6).

Чтобы не запутаться, важно понимать разницу между настоящими христианами и теми, кто только называет себя так, но не следует учению Христа. Настоящие христиане – это ученики Иисуса, активно применяющие Его учение в своей жизни. Они преданы своему Господу и распространяют веру среди других людей.

«Золотое правило»

«Золотым правилом» называют слова Иисуса: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (от Матфея 7:12). В других религиях (конфуцианстве и иудаизме) бытует «золотое правило наоборот»: «Не делай другим того, что ты не хотел бы, чтобы сделали тебе». Как вы думаете, которое из них легче исполнить? Иисус учил, что мы должны действенно любить наших ближних. Другими словами, мы не должны сидеть и ждать подходящего момента, чтобы сделать добрый поступок, но сами должны искать возможности помочь другим. Большинство людей провозглашают принцип: «занимайся своим делом и не причиняй никому беспокойства». Люди считают такое поведение образцом для подражания. Однако это вовсе не так. Если это все, что мы должны делать, то это чистой воды эгоизм! Только взгляните вокруг, и вы увидите, сколько людей нуждаются в том, чтобы кто-то удовлетворил их физические, эмоциональные и особенно духовные нужды.

Спасение

Как мы уже убедились, спасение нельзя заработать или заслужить. Своими силами мы не придем к Богу. Но что же такое это «спасение»? Спасение от чего?

В исламе спасение – это избавление от адского огня. В индуизме – освобождение от бесконечного цикла смертей и рождений (реинкарнаций). В буддизме это блаженное осознание того, что наше «я» – не более чем иллюзия, что на самом деле мы не существуем как индивидуумы. В иудаизме спасение понимают, в основном, как избавление от угнетения. В христианстве спасение – это свобода от греха и смерти (вечной). Все религии в какой-то степени говорят о грехе, но только христианство дает реальную надежду: Иисус Христос искупил наши грехи Своей смертью на кресте. Нужно ясно понимать, что, хотя большинство религий и говорят о спасении, но в каждой религии под спасением понимается что-то свое.

Конечная цель

Ведут ли все религии к одному и тому же? Как вы уже должны были понять, нет. Цель христианства (вечная жизнь) состоит в познании Бога. Цель ислама – попасть в рай и получить в награду от Бога наслаждение вином, женщинами и музыкой. Цель индуизма – поглотиться Богом и потерять свою личность, буддизма – отрешиться от всех желаний и осознать, что нет ни Бога, ни тебя самого. Цель некоторых религий – прийти к пониманию, что ты сам и есть Бог! Как мы можем сказать, что у всех религий одна и та же цель? Как сказал кто-то, «если все религии ведут к Богу, то почему же они до сих пор к Нему не привели? Ведь у них было на это не менее тысячи лет!».

Заключение

Давайте подведем итог тому, что мы узнали о христианстве и о других религиях:

Различия намного перевешивают сходство.

Библия стоит особняком среди прочих священных текстов.

Не все дороги ведут к Богу.

Иисус – единственный путь к Богу, как Он и учил.

Как писал Давид о Божьем Слове: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Псалом 118:105).

Да, есть путь, ведущий к Богу, но, чтобы его найти, нам нужна помощь Божьего слова. Все мировые религии – это инструкция по плаванию для тонущего человека; но лишь христианство бросает ему спасательный круг!

Итак, перед тем, как принять окончательное решение, нам остается рассмотреть последний пункт нашего доказательства. Речь пойдет о воскресении Иисуса Христа из мертвых. Итак, переходим к девятой главе!

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В одном журнале публиковались образцовые показатели участия членов церкви в различных церковных мероприятиях. Автор статьи рекомендовал, чтобы группы изучения Библии посещали от шестидесяти до семидесяти процентов прихожан; пятьдесят процентов участвовали в различных социальных программах, проводимых церковью или другими организациями; двадцать пять учились распространять веру. (Регги Мак Нил. «Численные показатели здоровья» // «Лидерство: Практический журнал для руководителей церквей». Том XX, №1, зима 1999 г.) Возникает вопрос: почему же не все сто процентов? Разве не к этому призывает нас Иисус (от Луки 9:23)? Разве не об этом проповедуют Деяния (Деяния 2:42-47)?

[2] Philip Yancey. What»s so Amazing About Grace? Grand Rapids: Zondervan, 1997, 45.

Продолжение следует…


Если Вам было полезно и интересно, сохраните себе на личную страницу или поделитесь с друзьями в социальных сетях! Ссылки ниже 😊 🙏👍