
Глава 7
Иисус — великий Первосвященник
Послание к Евреям 4:14–5:10
«У нас есть великий Первосвященник, прошедший небеса, — Иисус, Сын Божий. Поэтому давайте твердо держаться нашего исповедания. Наш Первосвященник не из тех, кто не может сочувствовать нам в наших слабостях. Он был искушен во всем, как и мы, за исключением греха». (Евр. 4:14–15).
В этих стихах автор продолжает тему, начатую в Евр. 2:10–18, тему служения и священства нашего спасителя Иисуса Христа. Его главная мысль в том, что Иисус намного превосходит первосвященников, назначаемых из евреев. Он их не просто превосходит. Он является идеальным Первосвященником. Прежде чем мы поговорим о служении первосвященника, давайте узнаем, что представляет собой роль священника в разных религиях и особенно в иудаизме.
В чем заключается роль священника? На Ближнем Востоке священник или жрец представлял людей перед богами. По-латыни «священник» звучит как pontifex, дословно «мостостроитель». Подобно мосту он соединял людей с богами. Жрец или жрица должны были приносить жертвы от имени людей или совершать ритуалы, чтобы народ получил от бога благословение. Идеальный священник владел языком народа и бога. Безусловно, и у евреев были священники, и они служили в той же роли, что и жрецы языческих богов (с той разницей, что евреи общались с настоящим Богом!). Священники назначались из колена Левия, а точнее, из потомков Аарона. В иудаизме священник был посредником, представляющим людей перед Яхве. Итак, священник — это мост, связь, примиритель, посредник. Для нас, людей, священник — средство общения с тем, кто намного величественнее нас. Через него мы воздаем хвалу Богу и просим у Него благословения. Священник отдавал свою жизнь поклонению Богу, чтобы люди могли сосредоточиться на обыденных делах: земледелии, торговле, ремеслах и ведении войн. Тяжело одновременно заботиться о духовном и повседневном, поэтому людям и нужен был священник, который бы радел о Божьем.
И нам нужен тот, кто будет говорить с Богом за нас. Он должен хорошо знать нас и Бога, владеть нашим языком и уметь говорить на языке Всевышнего. Безусловно, многие сыны Аарона от всего сердца исполняли свое служение и делали это хорошо. Но насколько несравненно лучшим священником является Иисус! Он во множество крат превосходит любого, служившего до Него. Ему ведомо всё о Боге, не так как сынам Аарона, потому что Иисус Его Сын. Он представляет нам Бога гораздо лучше, чем левиты. Ведь Он — Бог во плоти: «Слово стало человеком и жило среди нас. Мы видели Его славу, славу, которой наделен Единственный Сын Отца, полный милости и истины» (Иоан. 1:14). Иисус в совершенстве владеет языком Бога.
Но это еще далеко не всё. Иисус не только идеально представляет нам Бога. Он совершенным образом представляет нас перед Богом. Это стало возможным благодаря тому, что Он спустился с Небес на землю во плоти. Иисус понимает нас, сочувствует нам, потому что прошел всё, что проходим мы. Греческое слово «сочувствовать» — sympatheo. Дословно оно означает «быть тронутым тем же чувством». Иисус испытывает то же, что и мы. Он был «искушен во всем, как и мы». Как же это утешает! У вас было когда-нибудь ощущение, что Бог слишком далек от вас и не может понять ваши тяготы и искушения? Именно так чувствовали себя греки по отношению к своим богам, слишком далеким от них. Грекам и не снилось иметь такого священника как Иисус. Но Он намного превосходит и иудейских священников.
Какое же благословение иметь совершенного первосвященника — Иисуса Христа. Ему знакомы наши чувства. Вы испытываете одиночество? Ему оно ведомо. Вам хочется ответить злом тем, кто причиняет вам боль, особенно близким, кого вы любите? Иисусу это знакомо. Вам хочется освободиться от бремени труда, убежать от борьбы и просто отдыхать? Ему знакомо и это искушение. У нас есть великий первосвященник, который восшел на Небеса. Он спускался с Небес, став подобным нам (только не грешил!), но Он вернулся туда, где может совершенным образом представлять перед Богом наши нужды, желания и стремления. Какой изумительный священник!
И вот что сказано в заключение: «Поэтому мы можем смело приходить к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для своевременной помощи» (4:16).
Вы представляете, что это значит? Остановитесь на минутку и задумайтесь. Придумай мы свою собственную религию, до такого нам не додуматься. Через священника Христа мы можем с уверенностью приблизиться к Божьему престолу. Мы вольны прийти к Царю Вселенной, Создателю всего, будучи уверены, что Он нас услышит. Почему? Потому что у нас есть священник, ходатайствующий перед Отцом за нас. Его зовут Иисус. У иудеев и близко не было ничего подобного. Для них Иегова был Богом, которого они боялись. И если им и дозволялось к Нему приблизиться, то они делали это с трепетом и глубочайшим почтением. У всех у нас были несовершенные родители, у кого-то лучше, у кого-то хуже. Мы приходили к отцу или к матери за поддержкой или утешением. Но им бывало не до нас, или же они были с нами грубы или не умели посочувствовать. Этого НИКОГДА не произойдет, если мы будем приходить к Богу через Его Сына. Мы можем прийти к Нему со своими нуждами, полностью беззащитные, но при этом уверенные, что Он услышит нас и помилует. Вот такой у нас первосвященник.
Но мы немного уходим в сторону. Ведь речь здесь не о священнике, а о первосвященнике. Какова была его роль в иудаизме? Ежегодно приносить жертвы умилостивления за грехи людей.
«Ведь каждый первосвященник избирается из людей и поставляется на служение для того, чтобы представлять людей перед Богом, принося Ему дары и жертвы за грехи. Такой первосвященник может понять и незнающих, и тех, кто сбился с пути, так как он сам подвержен слабостям; и по этой причине он должен приносить жертвы и за свои собственные грехи, и за грехи народа» (Евр. 5:1–3).
Автор послания указывает несведущим, что первосвященник избирался из сынов Аарона, чтобы взять на себя особую роль, подразумевающую определенные обязанности. Во времена Иисуса в Иерусалиме, находящемся под контролем римлян, первосвященник выполнял не только свой религиозный долг, но и играл важную политическую роль. Тем не менее, в вышеприведенном отрывке речь идет не о ней. Одна из обязанностей первосвященника, на которую обращает наше внимание автор, — регулярно приносить дары и жертвы в храме Иерусалима. Мы обсудим эти дары и жертвы, когда перейдем к 8-й главе. А сейчас давайте рассмотрим единственную самую важную роль, которую первосвященник выполнял в День очищения (Йом-Киппур). Именно в этот день совершалось отпущение грехов народа, чтобы они могли поклоняться Яхве, и Бог мог обитать среди них, и они могли быть Его народом. В этот день (Йом-Киппур) с помощью жертвы отпускались грехи, совершенные по неведению и неосторожности, то есть ненамеренные проступки.
О роли первосвященника мы подробней поговорим, когда доберемся до 9-й главы послания. Здесь лишь скажем, что один день в году первосвященник проходил подробно прописанный ритуал. Вся церемония изложена в книге Левит 16:3–28. Во-первых, первосвященник омывал руки и ноги в купальне. Затем облачался в совершенно белые одежды. Клал руки свои на тельца, им купленного, и приносил его в жертву на алтаре за свои грехи. «И приведет Аарон тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой, и заколет тельца в жертву за грех за себя» (Лев. 16:11). Кровью жертвы окроплялось святое место, где лежали хлебы предложения и стоял семисвечник, и где ежедневно служили также другие священники.
Искупив свои грехи, первосвященник наполнял кадильницу благовонием, зажигал его, аккуратно приподнимал завесу перед Святое Святых и помещал курение внутри, согласно наказу: «И положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть» (Лев. 16:13). Представьте себе эту сцену. Первосвященник собирается войти за завесу, чтобы очистить сынов Израиля от грехов, но сначала он должен наполнить комнату курением, настолько густым, чтобы даже не видно было собственных рук. Зачем? Потому что иначе Он мог увидеть Господа и умереть! Как вы думаете, испытывали ли иудейские первосвященники страх и трепет, входя за завесу? Да, безусловно.
Когда всё было готово, первосвященник приносил в жертву козла за нечестье народа и смешивал его кровь с кровью тельца. С осторожностью он приоткрывал завесу в Святое Святых, входил в присутствие Бога и окроплял кровью жертвы крышку, покрывающую ковчег завета, между херувимами. «И очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их» (Лев. 16:16). По традиции, когда первосвященник входил в Святое Святых, к его лодыжке привязывали веревку. Если что-то с ним случалось, когда он приносил жертву умилостивления за грехи людей, никто не смел войти, чтобы вынести тело. Его должны были вытянуть оттуда за лодыжку. Только раз в году, и только после принесения в жертву тельца за свои грехи и наполнив святилище густым облаком дыма, первосвященник имел право войти за завесу на несколько секунд, чтобы окропить кровью крышку завета, при этом с веревкой, привязанной к ноге.[1]
Сопоставьте вышеописанное с великим и славным служением Первосвященника Иисуса! Они несопоставимы. Служение Иисуса не поддается никакому сравнению, и тем не менее, автор послания сравнивает первосвященников из потомков Аарона с Христом. Иисус во многом с ними схож. Он был «избран из людей» и представлял их перед Богом. А потому мог быть к ним снисходительным. Слово «снисходить»[2] по-гречески звучит так же, как переведенное на русский слово «милость» в Евр. 4:16 — metriopatheo, которое буквально означает «умеренно влиять», «проявлять сострадание». Этот Первосвященник никогда не злится, даже если мы всё время ему надоедаем. Он никогда не раздражается, даже если наши мотивы нечисты. И Он точно не обращается с нами так, как мы того заслуживаем из-за своих грехов (Пс. 102:10).
Но отличий между иудейскими священниками и Первосвященником Иисусом гораздо больше, на что указывает нам автор послания.
- В отличие от иудейских первосвященников Он был без греха (Евр. 4:15, 5:3).
- Он служит в более великой скинии, совершенной, небесной (Евр. 4:14, 9:11).
- Иисус пребывает Священником навеки. Он не умрет, и никто Его не заменит (Евр. 5:6).
- Он Священник по чину Мелхиседека, а не Аарона (Евр. 5:6, 10).
Еврейский священник должен был приносить жертвы за свои собственные грехи (см. 5:3). Иисусу делать это было не нужно. Он мог пропустить первые несколько шагов церемонии в Йом-Киппур. И нам нет необходимости регулярно выбирать первосвященника. Иисус — вечный Священник. Он служит не в бренном святилище, которое изнашивается и нуждается в периодическом обновлении, как скиния и позже храм. Нет, Он служит в совершенной, неизменной, небесной скинии. Мы с уверенностью можем приходить к такому Первосвященнику, не правда ли?
И, кстати, Иисус — священник не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека, который на порядок выше первого. Мы подробно обсудим эту тему после следующего небольшого, но необходимого для нас увещевания.
Несмотря на Свое высокое положение, Иисус — скромный Первосвященник. Он не Сам занял эту роль. Не сам присвоил Себе эту честь. Она была дана Ему Небесным Отцом, как и Аарону Бог даровал это служение. Он был призванным Богом священником, а не самопровозглашенным.
«Эту честь человек не может присвоить себе сам, он должен быть призван Богом, как в свое время был призван Aарон.
Христос тоже не сам прославил себя, став Первосвященником, но Бог сказал Ему:
“Ты Сын Мой, сегодня Я родил Тебя”.
И в другом месте Он говорит:
“Ты Священник навеки по чину Мелхиседека” (Евр. 5:4–6).
Иисус — Первосвященник, восседающий на Небесах, который ходатайствует за нас в тронном зале Бога. Но Он начал свое служение еще здесь, будучи в теле. Он сделал то, что должен был сделать первосвященник. «Во время своей земной жизни Иисус громко, с воплем и со слезами молился тому, кто мог избавить Его от смерти, и Он был услышан за своё благоговение» (Евр. 5:7). В Гефсиманском саду Иисус плакал, будучи в смертельной печали, о Себе. Но как Первосвященник, подчинил себя Отцовской воле ради нас, будучи послушным до смерти, и смерти на кресте.
Иисус был так скромен, что несмотря на Свою славу Сына Бога научился послушанию через страдание: «Несмотря на то, что Он был Сыном, Он в своих страданиях научился послушанию и в своем совершенстве сделался источником вечного спасения для всякого, кто послушен Ему» (Евр. 5:8–9).
Он «научился» не в смысле «узнал о послушании», но в смысле «испытал боль и познал горе», знакомое грешникам из-за их непослушания. Другими словами, Он узнал, каково это — страдать из-за последствий своих грехов, хотя Сам не согрешил. Иисус «был причтен к злодеям» (Ис. 53:12), хотя не был злодеем. Вот каким изумительным Первосвященником был Иисус. Он добровольно согласился оказаться в ряду грешников и пройти через то же, что и мы. Потому Он и крестился, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Другими словами, Иисус как наш Первосвященник прошел всё, что должны пройти грешники, в том числе и крещение.
Таким образом Иисус стал не только наивысшим Первосвященником, но и совершенным. Совершенным (греческое teleon) — не в смысле безгрешным (хотя, безусловно, Он был безгрешен!), но в смысле «цельным» [3]. До того, как явиться на землю во плоти, Он знал достаточно как Бог, но не был еще цельным. Ему не знаком был человеческий «язык». Совершенный Первосвященник владеет языком Бога и тех, кому Он служит перед лицом Божьим. Когда Иисус стал человеком и прошел через все наши страдания, Он стал цельным[4] Первосвященником — совершенным в Своей Божественной и человеческой ипостасях. И в результате стал источником спасения для всех послушных Ему. Благодарим Тебя, Священник Иисус! Автор Послания к Евреям подводит вышесказанному следующий итог: «Самим Богом Он был назван Священником по чину Мелхиседека»[5] (Евр. 5:10). Мелхиседек кажется вам загадочной личностью? Не только вам. Мы вот-вот погрузимся в глубокие библейские воды, а потому автор послания должен предварить нас третьим увещеванием.
[1] Чтобы упростить наше повествование, мы не стали писать о роли козла отпущения в церемонии, хотя она очень важна и значима в ритуале, проводимом в День очищения. Эта часть ритуала описана в Левите 16:20–28.
[2] Синодальный перевод. В современном «понимать». В английском дословно «обращаться с мягкостью». — Прим. пер.
[3] В английском используется слово complete — «завершенный». — Прим. пер.
[4] То есть завершенным. — Прим. пер.
[5] Дословный перевод: «И был предназначен Богом стать первосвященником по чину Мелхиседека». — Прим. пер.